Тематический контроль к педсовету №2 «Художественная
литература в развитии речи детей дошкольного возраста»
Тема:
«Анализ
состояния речевой среды в д/с в соответствии с ГОСДВО, средствами
художественной литературы»
Сроки контроля:
с 13 по 24 ноября 2017 г.
Члены комиссии: заведующая Островская Л.Г.
педагог-психолог Муканова Ж.Т.
методисты Жанбаева Д.М., Валиева З.Р.
Цель. Анализ
системы работы по речевому развитию через ознакомление дошкольников с
художественной литературой
Задачи:
Участники контроля: методисты
специалисты
воспитатели
Вопросы контроля:
План тематического
контроля
Вопросы контроля |
Методы контроля |
Материалы | |
1. |
Создание условий |
Анализ предметно-развивающей среды (наличие книжного уголка, наличие материалов о писателях и поэтах, аудизаписей детских произведений. |
Карта анализа предметно-развивающей среды (книжного уголка) |
2. |
Планирование разнообразных форм и методов работы с детьми |
Анализ недельных планов воспитателей |
Карта проверки планов воспитательно-образовательной работы |
3. |
Оценка уровня развития детей |
Анализ деятельности детей на занятиях |
Карта анализа ОУД |
4. |
Оценка профессиональных умений педагогов в организации ОУД по ознакомлению дошкольников с художественной литературой |
Анализ проведения ОУД |
Карта анализа ОУД |
5. |
Работа с родителями по данной теме |
Анализ наглядной информации в группах Анкетирование родителей |
Карта контроля «Анализ наглядной информации для родителей» Анкеты для родителей |
В ходе контроля было установлено:
Ознакомление дошкольников с художественной
литературой осуществляется на основе перспективного и календарного планирования
в соответствии с Типовой учебной программой Дошкольного воспитания и обучения. Анализ недельных
циклограмм показал, что воспитатели понимают значимость детской художественной
литературы во всестороннем развитии ребенка и планируют использование
художественного слова не только в образовательной области «Коммуникация» в
разделе «Ознакомление с художественной литературой» в ОУД,
но и на других занятиях и при организации режимных моментов. Обновление содержания дошкольного воспитания
и обучения как раз-таки предусматривает такую интеграцию. Используются стихи,
загадки, организуется чтение разнообразных художественных произведений с последующей
беседой, драматизацией сказок, коротких рассказов. Потешки, веселые песенки,
помогают при создании положительного эмоционального настроя во время проведения
культурно-гигиенических процедур, приема пищи, укладывания в постель, одевания
на прогулку. Следует обратить внимание на планирование и реализацию
художественного слова в группах №7, 1, 12 на казахском языке и на планирование
индивидуальной работы с детьми по данному направлению. Кроме того необходимо
продумывать и планировать разные формы работы с дошкольниками по приобщению их
к чтению художественной литературы.
Изучение предметно-развивающей среды
способствующей ознакомлению детей с художественной литературой показало, что во
всех группах оборудованы уголки книг, собран
книжный фонд ( сказки, стихи, рассказы, энциклопедии).В наличии портреты
писателей, но нет материала об их творчестве. Недостаточно портретов казахских
детских писателей. Имеются тематические папки, альбомы, иллюстрации к
произведением, оборудование для «лечения» книг. Для полноценной организации
уголков книг, провели Смотр уголков книг, предворительно ознакомили с
критериями, требованиями организации уголка, провели консультации,
оформили информацию-памятки для родителей и воспитателей.
Результаты получились следующие:1 место –
группа №6 Кушнир М.Ф., Кравченкова Е.А..2 место- группы №9, 3,13, 3 место – 8
группа.
Гр.№1 средняя: подобрали удачно, освещенное
место, подобрали все что у них было , но не придерживались возрастных
особенностей, хаотично расположили, ест папка –раскладушка, нет иллюстраций
сказок, портретов детских писателей., Эстетика соблюдалась. Рек-и: нужны
альбомы для рассматривания по темам
Гр.№2, средняя: Уголок книги, место
правильное, но совмещенное. Оформлена тематическая выставка, название уголка
есть. Могли бы показать больше имеющегося материала и проявления оригинальности
как одного из критериев.
Гр.№3 старшая: «Книжный мир» Представили
насыщенный соответствующий материал: папка «Детские писатели», п/передвижка по
программе -детских пистателей. Альбом стихов «Учим вместе с детьми», альбом с
фото «С книжкой дома»- творчество, Но
нет книжек-самоделок.
Гр.№4, старшая
№5 подготова: Серьезно не подошли. Место
подобрали временное, освещенное.Оформили тематическую выставку с портретом
писателя по изучаемой теме, с иллюстрациями к сказкам, оригинальности в
оформлении нет, эстетики тоже.
Гр. №6. Старшая. Содержание продумано,
оригинально. Есть все: книжки-малышки, «книжкина больничка», картотеки для
портретов писателей, иллюстраций ( тематическая выставка по К. Чуковскому).
Полочка умных книг. Разнообразие жанров в содержании книг. И, самое
оригинальное, в оформлении-карманы из фетра для книг ( посмотреть)
Гр.№ 7
Гр.№8
ГР.№9. разновозрастная. Молодцы! Выделили
эстетично название уголка «Почитай-ка! Оформление системное, все подписано,
разложено отдельно.Выделили казахские народные сказки. Отметить
книжки-самоделки, работа с родителями проведена, в группе индивидуальная
проведена работа). Папка «Любимые писатели наших детей». Есть подставка
специальная из дерева –приблизить чтение (спецгруппа- учитывается специфика
болезни детей)
Гр.№13. подготовительная: Эстетическое
оригинальное оформление, начали делать книжки-малышки - по временам года-
самоделки, «Книжкина больничка». Подобрали очень компактное, но подходящее
место. Интересное оформление. Все подписано.
Гр.№10. Мало литературы на казахском языке. Гр.№11 средняя. «Мир
сказок» За эстетику 2 бала. Содержание уголка больше театрализованного направления. Все о театре.
Есть иллюстрации сказок, портреты детских писателей, кукольный театр,
настольный театр, «Больничка»
Гр.№12 средняя: Во всех группах соблюдены критерии
доступности материала для детей, безопасности. Работа в уголке книги велась
всегда, но формы работы были традиционные – типа библиотеки, где просто
находятся все имеющиеся книжки, но после предложенных консультаций, памяток, воспитатели разнообразили оформление,
содержание уголков книг, задействовали родителей. Позже, но появилась
информация в родительских уголках. Самыми первыми разместили информацию по теме
педсовета в родительских уголках воспитатели групп №3, и 5.Появились рисунки по
любимым произведениям.
Просмотренная организованная деятельность в
подготовительных группах (Рыданова Л.И., Мальцева О.Н.) , показала, что дети
знают много произведений, могут назвать и узнать авторов этих произведений,
знают и называют различные жанры. Стоит также отметить, что дети умеют
внимательно слушать, активны в речевом диалоге.
Речевые умения детей 11средней, старшей 3, 6
старшей групп, 4, 8,тоже соответствуют требованиям программы. Дети умеют
слушать воспитателя, понимают его. Таким образом, наблюдения за дошкольниками в
процессе занятий, анализ их речевой активности и правильности употребления
лексико-грамматических структур свидетельствуют о том, что в основном, речь
детей дошкольных групп соответствует норме за исключением ее фонетической
стороны. Иногда воспитатели увлекаются собственной речью, не всегда добиваясь
полных ответов от детей.И еще - в
группах с казахским языком обучения, где есть дети русской национальности,
воспитатели чередуют русскую речь с казахской, чего категорически нельзя
делать. С каким языком обучения группа, на том языке должна вестись
работа.Целью повышения качества работы по речевому развитию ребенка стоит
обратить внимание на следующие требования: Во всех группах обращать внимание не
только на обогащение активного и пассивного словаря детей, построение
грамматически правильного высказывания, но и на развитие образной речи
дошкольника. Дети должны научиться употреблять в речи эпитеты, метафоры и др.
средства художественно-речевой выразительности. Этому может помочь чтение
детской художественной литературы, дидактические игры, живое общение ребенка и
взрослого. Вот как раз последнего и не хватает детям- общения. Воспитатели вне
занятий недостаточно разговаривают с детьми. Это касается младших, и некоторых
средних групп. Из наблюдений личных: во 2 группе всегда можно услышать художественное слово во время организации
режимных моментов.
Посещение ОУД и их анализ показал, что надо обратить внимание воспитателям на
более подробное знакомство детей с детскими писателями и поэтами как русскими,
так и казахскими, с произведениями которых детей знакомили в д/саду. Для этого
продумать интересные формы работы с детьми и родителями. Например, оформление
тематических выставок или проведение творческих вечеров, посвященных творчеству
писателей , ознакомление с их биографиями, празднование именин произведения,
оформление макетов по мотивам любимых сказок, посещение детской библиотеки. И,
конечно, полноценная работа в уголке книги в группе.
Провели анкетирование.
Анализ работы с родителями (анкеты) -дал
следующие результаты:
Анкета для родителей на тему «Воспитание у ребёнка интереса и любви к
книге» (к педсовету №2)
Принимали участие 82 родителя (из 8 групп). Дата13-15.11.2017г.
Рродители не равнодушны к воспитанию и
развитию своих детей и потому уважительно относятся к детской литературе,
стараются приобщить детей к книге и поддержать интерес (анкеты прилагаются)
В ходе контроля были даны рекомендации по
оформлению и содержанию наглядной информации для родителей, разнообразию форм
работы по данному Вывод: работа д/сада по ознакомлению дошкольников с
художественной литературой эффективна. Рекомендации воспитателям всех
возрастных групп:
1.Планировать индивидуальную работу с детьми
в уголке Книги
Сроки исполнения постоянно.
2.Разнообразить
формы работы с детьми по ознакомлению дошкольников с художественной литературой
Срок
исполнения незамедлительно.
3. Активизировать и разнообразить взаимодействие с родителями по
формированию у дошкольников интереса к чтению книг Срок исполнения
незамедлительно
Члены комиссии:
заведующая Островская Л.Г.
педагог-психолог Муканова Ж.Т
методисты Жанбаева Д.М., Валиева З. Р