Консультация для родителей и воспитателей
Тема: Ребенок и книга
Старший дошкольный возраст.
С 5-летнего возраста начинается новая стадия в литературном развитии ребёнка.
Самыми любимыми у детей становятся волшебные русские народные сказки с их
чудесным вымыслом, фантастичностью, развитым сюжетным действием, полным
конфликтов, препятствий, драматических ситуаций, разнообразных мотивов (коварство, чудесная помощь, противодействие
злых и добрых сил и многое другое), с яркими сильными характерами
героев. Русские народные сказки («Морозко»,
«Сивкабурка», «Царевна - лягушка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», и
другие). Открывают простор для чувств и мыслей ребенка о сложном
мире, где сталкиваются в непримиримой борьбе добрые и злые силы, где дети
утверждаются в непременной, неизбежной победе добра над злом, удивляются
чудесам и тайнам и пытаются раскрыть и осмыслить их. В старшем возрасте ребёнок
приобретает способность понимать текст без помощи иллюстраций. Дети уже
способны понимать в книге такие события, каких под час не было в их собственном
опыте. У ребёнка формируются умения воспринимать литературное произведение в
единстве содержания и формы, осмысливать словесный образ, относиться к нему как
к авторскому приёму. Возникает также умение не только замечать выразительное,
яркое слово, но и осознавать его роль в тексте.
В старшем дошкольном
возрасте возможности детей позволяют решать новые, более сложные задачи по
формированию эстетического восприятия и понимания произведений художественной
литературы:
- закрепить и развивать устойчивый интерес к книге,
воспринимать любовь к художественному слову;
- наряду с непосредственным жизненным опытом детей их
литературный опыт. Знакомить с жанровыми особенностями некоторых видов
литературных произведений (рассказ,
сказка, басня, загадка, пословица, потешка и другие).
- развивать и воспитывать воссоздающие воображение;
- учить устанавливать многообразные связи в произведении,
проникать в авторский замысел;
- помогать ребёнку, не только осмысливать поступки
персонажей, но и их мысли, чувства; воспитывать умение видеть скрытые причины
поступков;
- помогать ребёнку, осознавать его собственное
эмоциональное отношение к героям произведений;
- обращать внимание детей на язык литературного
произведения, авторские приёмы изображения.
Таким образом, мы видим, что
в течение всего дошкольного периода происходят активное развитие и
совершенствование способностей к восприятию литературных произведений,
формирование интереса и любви к книге, то есть ребёнок успешно формируется как
читатель. Это обстоятельство заставляет нас, педагогов, тщательно продумывать
вопросы, связанные с чтением книг детям дошкольного возраста и, прежде всего с
отбором произведений детской литературы для каждого возрастного этапа.
Продуманный отбор книг для
детского чтения определяется тем, что неизбежно влияет на литературное развитие
ребёнка, формирование его литературного опыта на этапе дошкольного детства, на
воспитание отношения к книге.
Занятия, посвященные
знакомству детей с литературными произведениями, требуют от воспитателя
предварительной подготовки. Условно можно выделить следующие этапы:
- подготовка воспитателя к чтению художественного
произведения;
- постановка задач чтения (рассказывания) в зависимости от характера литературного
произведения;
- отбор методов работы с книгой.
Подготовив детей к
восприятию, воспитатель выразительно читает текст. Эта часть занятия очень
важна и ответственна - здесь происходит первая встреча ребёнка с художественным
произведением.
Следующий этап - беседа о
прочитанном. Дети легко с удовольствием включаются в такую беседу, потому что
она отвечает их потребности поговорить о прочитанном, поделиться своими
впечатлениями, выразить переполняющие их чувства.
Воспитатель задаёт детям
вопросы после прослушивания литературного произведения.
1. Вопросы, позволяющие узнать, какого эмоциональное
отношение детей к явлениям, событиям, героям.
- что больше всего понравилось в произведении?
- кто больше всех понравился?
- нравится или не нравится тот или иной герой?
Эти вопросы задают, как
правило, в начале беседы, они оживляют и обогащают первые, непосредственные
впечатления, возникшие у детей при слушании произведения.
2. Вопросы, направленные на то, чтобы выявить основной
замысел произведения, его проблему. Постановка таких вопросов поможет
воспитателю увидеть, насколько правильно понято детьми содержание произведения.
Во время беседы полезно прочитывать отдельные фрагменты
произведения. Такое повторное чтение помогает детям уловить и понять то, что
могло быть упущено при первом восприятии текста.
3. Вопросы проблемноследственного характера, обращающие
внимание детей на мотивы поступков персонажей, например: почему Маша не
разрешала медведю отдыхать и говорила: «Не садись на пенёк, не ешь
пирожок» (русская народная сказка
«Маша и медведь»)? Почему все засмеялись, а Ваня заплакал (рассказ Л. Н. Толстого «Косточка»)?
Проблемные вопросы заставляют ребёнка размышлять о причинах и следствиях
поступков героев, выявить внутренние побуждения персонажей, замечать логическую
закономерность событий.
4. Вопросы, обращающие внимание детей на языковые
средства выразительности. Эти вопросы привлекают ребенка к наблюдению над
языком художественной литературы, над его образным эмоциональным строем.
5. Вопросы, направленные на воспроизведение содержания.
Отвечая на эти вопросы, ребенок припоминает отдельные эпизоды, а факты,
логически выстраивая их. Использование вопросов зависит от возрастных
возможностей детей.
6. Вопросы, побуждающие детей к элементарным обобщениям и
выводам. Обычно ими заканчивают беседу. Назначение таких вопросов -вызвать у
ребенка потребность ещё раз вспомнить и осмыслить произведение в целом,
выделить наиболее существенное, главное. Зачем писатель рассказал нам эту
историю? Как бы вы назвали этот рассказ (сказку)? Почему писатель так назвал произведение?
Таким образом, вопросы,
которые предлагаются детям в процессе беседы после чтения, побуждают их не
только запомнить литературный материал, но и обдумать, осознать его, выразить
словом возникающие при слушании мысли и впечатления. В беседах после чтения воспитателю
следует иметь в виду, что вопросов не должно быть много. Вопросы должны
побуждать ребенка к размышлению, помогать увидеть и понять скрытое в
художественном содержании. Целесообразно заканчивать занятие повторном чтении
произведения, если оно невелико по объёму, или читать понравившееся детям
эпизоды.
Свободное время воспитатель
активно использует для того, чтобы значительно расширить литературный богаче
детей, лучше познакомить их с произведениями русской и мировой литературы.
В каждой возрастной группе
есть дети, которые любит слушать книги, но есть и такие, которым чтение
представляется непосильным и скучным делом. Заставить насильно такого ребёнка
слушать книжку - значит окончательно отбить интерес к ней. Задача - найти такой
подход к ребёнку, выбрать такую книгу, которая затронет его эмоции, окажется
ему интересной и внутренне созвучной.
Именно книги, волнуя ум,
сердце и воображение детей, помогают им разобраться в сложных жизненных
ситуациях, обостряют чуткость к плохому и хорошему, побуждают самостоятельно
находить правильные ответы на сложные вопросы.
Воспитатель всегда должен
быть готовым отыскать, прочесть и обсудить нужную детям сегодня, сейчас книгу.
Прочесть во время, сразу же после какого-то конкретного случая - значит помочь
найти нужный ответ.
Часто дети приносят из дома
свои любимые книги. Воспитатель, предварительно ознакомившись с книгой, может
прочитать её всем, сказать, что рад встрече с книгой своего детства и
поблагодарить ребёнка.
В свободное время
воспитатель закрепляет в памяти детей, выученные на занятии стихи, работает над
выразительным чтением их. Чтение стихов воспитателем, искренне разделяющим с
детьми радость встречи с прекрасным. Создаёт неповторимую атмосферу духовной общности,
родственности, необходимой растущему человеку не только для его эстетического,
но и нравственного становления. Хорошо бы, вечером с детьми проводить
инсценирование любимых детьми книг; игр - драматизации, творческих ролевых игр
на литературные темы; просмотров кукольного и теневого театра, диафильмов;
литературных утренников и развлечений. Участие ребёнка в художественной
деятельности часто становится толчком к возникновению у него интереса и любви к
книге.
Существенную
роль в формировании у дошкольников интереса и любви к художественной литературе
играет уголок книги. Специально выделенное и оформленное место в группе, где
ребёнок может самостоятельно, по своему вкусу выбрать книгу и спокойно
рассмотреть. Здесь ребёнок видит книгу не в руках воспитателя, а остаётся с ней
один на один. Он внимательно и сосредоточенно рассматривает иллюстрации,
ребёнок приобщается к изобразительному искусству, учится видеть и понимать
графические способы передачи литературного содержания. Только в уголке книги
воспитатель имеет возможность привить детям навыки культуры общения и общения с
книгой. Любовное, бережное отношение к книге - одно из важных качеств культуры
чтения, без которого немыслим настоящий читатель и которое наиболее успешно
формируется вместе, отведённом для чтения.
Уголок
книги должен быть во всех группах детского сада. Кроме книг здесь могут
находиться отдельные картинки, наклеенные на плотную бумагу, и небольшие
альбомы для рисования на близкие детям темы («Игрушки», «Домашние животные», и другие). Каждый из детей
должен найти книгу по своему желанию и вкусу. Поэтому на книжную витрину можно
помещать одновременно 10-12 книг. В уголке должны находиться произведения, с
которыми в данное время детей знакомят на занятиях. Рассматривание книги даёт
ребёнку возможность вновь пережить прочитанное, углубить свои первоначальные
представления. В среднем же срок пребывания книги в книжном уголке составляет
2-2, 5 недели. Совместное общение воспитателя и ребёнка с книгой носит особо
теплый и доверительный характер. Побуждая детей вместе рассмотреть книгу,
поговорить о ней, воспитатель тем самым формирует умение воспринимать её в
единстве совестного и изобразительных искусств.