"АҚМОЛА ОБЛЫСЫ БІЛІМ БАСҚАРМАСЫНЫҢ КӨКШЕТАУ ҚАЛАСЫ БОЙЫНША БІЛІМ БӨЛІМІНІҢ ЖАНЫНДАҒЫ КӨКШЕТАУ ҚАЛАСЫНЫҢ "ӨРКЕН" БӨБЕКЖАЙЫ" МЕМЛЕКЕТТІК КОММУНАЛДЫҚ ҚАЗЫНАЛЫҚ КӘСІПОРНЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КОММУНАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ "ЯСЛИ-САД "ӨРКЕН" ГОРОДА КОКШЕТАУ ПРИ ОТДЕЛЕ ОБРАЗОВАНИЯ ПО ГОРОДУ КОКШЕТАУ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ АКМОЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ"

Біздің Instagram

Ұйымдар тізімі

Галерея

Смотреть все>>>

Консультация для родителей «Если ребёнок не говорит…»

07.03.2017

Ата-аналарға арналған кеңестер

Консультация для родителей

 

 

«Если ребёнок не говорит…»

 

 Если

ребёнок не говорит – когда следует обратиться за помощью? Если возник такой

вопрос, скорее всего это нужно было сделать ВЧЕРА!

   Речь – один из наиболее мощных факторов и

стимулов развития ребёнка в целом. Это обусловлено исключительной ролью речи в

жизни человека. С её помощью выражают мысли, желания, передают свой жизненный

опыт, согласовывают действия. Речь – основное средство общения людей,

одновременно необходимая основа мышления и его орудие. Мыслительные операции

(анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция) развиваются и

совершенствуются в процессе овладения речью. От уровня речевого развития

зависит и общее интеллектуальное развитие. Речь является средством регуляции

психической деятельности и поведения, организует эмоциональные переживания.

Развитие речи оказывает большое влияние на формирование личности, волевые

качества, характер, взгляды и убеждения. Можно сказать, что речь человека – это

его визитная карточка. Речь отражает социальную среду, в которой растёт

ребёнок.

   Для нормального становления речевой деятельности необходимы

определённые условия психического развития:

·      

Определённая

степень зрелости различных структур головного мозга;

·      

Правильная и

координированная работа голосовых и дыхательных систем, органов артикуляции;

·      

Развитие слуха и

зрения, двигательных навыков, эмоций;

·      

Формирование

потребности в общении.

Овладение речевой деятельностью

предполагает:

·      

Способность

говорить;

·      

Способность

понимать сказанное.

 

  

Как ребёнок учится говорить?

   Слушая речь взрослых и повторяя то, что он

услышал? Это, несомненно, необходимое условие: ребёнок слышит речь окружающих,

её ритм, интонацию, запоминает, в каких ситуациях употребляются те или иные

слова и выражения, и по анологии начинает пользоваться ими в речи. Но ребёнок

не только имитатор, он творческий участник овладения языком. Иначе невозможно

объяснить     , каким образом он не

просто использует в своей речи готовые заученные образцы, а открывает законы,

по которым сам создаёт новые уникальные высказывания.

Периодизация развития речи (нормативы

речевого развития).

   Развитие речи происходит в несколько этапов.

На каждом из них элементы речевой системы формируются в строгой закономерности.

   Первоначально ребёнок контактирует с

окружающими, используя экспрессивно-мимические средства, которые служат для

передачи позитивного или негативного сообщения. Экспрессивно-мимический способ

общения похож на общение жестами. (отдельно или 

в сочетании с другими средствами он присутствует в любом возрасте)

   Предметно-действенные средства общения

возникают в процессе совместной деятельности взрослого и ребёнка. Они позволяют

ребёнку не только выразить готовность к взаимодействию, но и сообщить, какого

рода общение желательно для него. Этим способом ребёнок приглашает взрослого к

контакту.

   Речевое общение- высшая форма взаимодействия

с людьми – предполагает овладение языком. Ведь без словесной оболочки

невозможно существование каких-либо понятий. Именно речевое общение

активизирует познавательные процессы, развивает эмоциональную сферу,

нормализует поведение.

   Когда появляется первое слово?

      Обычно к

концу первого года жизни. Но задолго до этого ребёнок начинает общаться с

миром.

 От рождения до 6

месяцев

Основания для беспокойства:

не реагирует на звуки;

не поворачивает голову в

сторону взрослого;

наблюдаются недостаточная

интонационная выразительность, немодулированность крика;

нет подготовительного

кряхтения перед криком, гуление однообразно;

не смеётся;

 не формируется избирательное внимание к речи

окружающих.

7 – 10 месяцев

Основания для беспокойства:

отсутствует отраженный лепет;

не выполняет простые

словесные команды;

нет подражательных игровых

действий.

10 – 12 месяцев

Основания для беспокойства:

не реагирует на своё имя;

нет лепетных слов.

Ранний возраст

Основания для беспокойства:

Стойкое и длительное

отсутствие речевого подражания новым для ребёнка словам (это может произойти и

при нормальном развитии речи, но не более чем в течение пяти – шести месяцев

после появления первых трёх-пяти слов).

При появлении речевого

подражания ребёнок вместо целого слова воспроизводит его часть или искажает

слово (девочка –«дека», купи – «пику», хлеб – «пэха»).

Ребёнок не строит

предложений.

Не использует глаголы.

Строит предложения, но

оформленные грамматически неверно (вместо «Я не хочу» - «Аня хочет нет»).

Во время речи кончик языка

высовывается между зубами.

Звуки произносит с «хлюпаньем»

(эффект заложенного носа).

Не говорит о себе в первом

лице (не использует местоимение «Я»).

Дошкольный возраст

В четыре года фразовая речь

ребёнка включает предложения из пяти-шести слов.в этом же возрасте дети

начинают сопровождать речь игрой, что свидетельствует о формировании

регулирующей функции. Словарный запас в четыре года состоит из 2000 слов.

Основания для беспокойства:

Ограничен бытовой словарь;

Не может или затрудняется

сгруппировать и назвать предметы, действия, признаки по обобщающему признаку,

одним словом (типа: овощи, фрукты, деревья);

Затрудняется заменить слово

синонимом, подобрать к слову антоним;

Не активен в речевом общении;

Неправильно произносит звуки,

искажает слоговую структуру слов;

Не может связно рассказать о

происходящих событиях.

К старшему дошкольному

возрасту ребёнок должен овладеть:

·      

Самостоятельной

монологической речью, умением поддерживать беседу (задавать вопросы и отвечать

на них);

·      

Звуковой формой

слов;

·      

Значением слов;

·      

Грамматикой.

 

   Помимо правильного внешнего оформления,

высказывание должно быть содержательным, понятным и эмоционально выразительным.

   У ребёнка должны быть сформированы не только

разговорная устная речь, но и готовность к обучению письменной речи – чтению и

письму.

 

 

 

Просмотров: 213


Добавить комментарий



Включить данные в подпись

Текст