Ата-аналарға арналған кеңестер
Консультация для родителей
«Если ребёнок не говорит…»
Если
ребёнок не говорит – когда следует обратиться за помощью? Если возник такой
вопрос, скорее всего это нужно было сделать ВЧЕРА!
Речь – один из наиболее мощных факторов и
стимулов развития ребёнка в целом. Это обусловлено исключительной ролью речи в
жизни человека. С её помощью выражают мысли, желания, передают свой жизненный
опыт, согласовывают действия. Речь – основное средство общения людей,
одновременно необходимая основа мышления и его орудие. Мыслительные операции
(анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция) развиваются и
совершенствуются в процессе овладения речью. От уровня речевого развития
зависит и общее интеллектуальное развитие. Речь является средством регуляции
психической деятельности и поведения, организует эмоциональные переживания.
Развитие речи оказывает большое влияние на формирование личности, волевые
качества, характер, взгляды и убеждения. Можно сказать, что речь человека – это
его визитная карточка. Речь отражает социальную среду, в которой растёт
ребёнок.
Для нормального становления речевой деятельности необходимы
определённые условия психического развития:
·
Определённая
степень зрелости различных структур головного мозга;
·
Правильная и
координированная работа голосовых и дыхательных систем, органов артикуляции;
·
Развитие слуха и
зрения, двигательных навыков, эмоций;
·
Формирование
потребности в общении.
Овладение речевой деятельностью
предполагает:
·
Способность
говорить;
·
Способность
понимать сказанное.
Как ребёнок учится говорить?
Слушая речь взрослых и повторяя то, что он
услышал? Это, несомненно, необходимое условие: ребёнок слышит речь окружающих,
её ритм, интонацию, запоминает, в каких ситуациях употребляются те или иные
слова и выражения, и по анологии начинает пользоваться ими в речи. Но ребёнок
не только имитатор, он творческий участник овладения языком. Иначе невозможно
объяснить , каким образом он не
просто использует в своей речи готовые заученные образцы, а открывает законы,
по которым сам создаёт новые уникальные высказывания.
Периодизация развития речи (нормативы
речевого развития).
Развитие речи происходит в несколько этапов.
На каждом из них элементы речевой системы формируются в строгой закономерности.
Первоначально ребёнок контактирует с
окружающими, используя экспрессивно-мимические средства, которые служат для
передачи позитивного или негативного сообщения. Экспрессивно-мимический способ
общения похож на общение жестами. (отдельно или
в сочетании с другими средствами он присутствует в любом возрасте)
Предметно-действенные средства общения
возникают в процессе совместной деятельности взрослого и ребёнка. Они позволяют
ребёнку не только выразить готовность к взаимодействию, но и сообщить, какого
рода общение желательно для него. Этим способом ребёнок приглашает взрослого к
контакту.
Речевое общение- высшая форма взаимодействия
с людьми – предполагает овладение языком. Ведь без словесной оболочки
невозможно существование каких-либо понятий. Именно речевое общение
активизирует познавательные процессы, развивает эмоциональную сферу,
нормализует поведение.
Когда появляется первое слово?
Обычно к
концу первого года жизни. Но задолго до этого ребёнок начинает общаться с
миром.
От рождения до 6
месяцев
Основания для беспокойства:
не реагирует на звуки;
не поворачивает голову в
сторону взрослого;
наблюдаются недостаточная
интонационная выразительность, немодулированность крика;
нет подготовительного
кряхтения перед криком, гуление однообразно;
не смеётся;
не формируется избирательное внимание к речи
окружающих.
7 – 10 месяцев
Основания для беспокойства:
отсутствует отраженный лепет;
не выполняет простые
словесные команды;
нет подражательных игровых
действий.
10 – 12 месяцев
Основания для беспокойства:
не реагирует на своё имя;
нет лепетных слов.
Ранний возраст
Основания для беспокойства:
Стойкое и длительное
отсутствие речевого подражания новым для ребёнка словам (это может произойти и
при нормальном развитии речи, но не более чем в течение пяти – шести месяцев
после появления первых трёх-пяти слов).
При появлении речевого
подражания ребёнок вместо целого слова воспроизводит его часть или искажает
слово (девочка –«дека», купи – «пику», хлеб – «пэха»).
Ребёнок не строит
предложений.
Не использует глаголы.
Строит предложения, но
оформленные грамматически неверно (вместо «Я не хочу» - «Аня хочет нет»).
Во время речи кончик языка
высовывается между зубами.
Звуки произносит с «хлюпаньем»
(эффект заложенного носа).
Не говорит о себе в первом
лице (не использует местоимение «Я»).
Дошкольный возраст
В четыре года фразовая речь
ребёнка включает предложения из пяти-шести слов.в этом же возрасте дети
начинают сопровождать речь игрой, что свидетельствует о формировании
регулирующей функции. Словарный запас в четыре года состоит из 2000 слов.
Основания для беспокойства:
Ограничен бытовой словарь;
Не может или затрудняется
сгруппировать и назвать предметы, действия, признаки по обобщающему признаку,
одним словом (типа: овощи, фрукты, деревья);
Затрудняется заменить слово
синонимом, подобрать к слову антоним;
Не активен в речевом общении;
Неправильно произносит звуки,
искажает слоговую структуру слов;
Не может связно рассказать о
происходящих событиях.
К старшему дошкольному
возрасту ребёнок должен овладеть:
·
Самостоятельной
монологической речью, умением поддерживать беседу (задавать вопросы и отвечать
на них);
·
Звуковой формой
слов;
·
Значением слов;
·
Грамматикой.
Помимо правильного внешнего оформления,
высказывание должно быть содержательным, понятным и эмоционально выразительным.
У ребёнка должны быть сформированы не только
разговорная устная речь, но и готовность к обучению письменной речи – чтению и
письму.