Основы здоровья и гармоничного развития, как известно, закладываются в детстве, когда
ребенок активно растет, когда совершенствуются все системы его организма.
Дошкольный возраст (от 3 до 7 лет) особенно важен в этом отношении. Это время
наиболее интенсивного развития, освоения огромного объема информации,
воспитания привычек и жизненных установок, становления ребенка как личности. В
настоящее время все кто связан с детьми, замечают, что дошкольники все чаще и
чаще болеют. Причин для этого конечно много, одной причиной является
незначительное внимание взрослых к здоровью ребенка. Ребенка, конечно, все
любят, когда он заболеет, лечат, но в повседневной жизни не используют средства
и методы для укрепления его здоровья (оздоровления). Оздоровление - это
идеология воспитания, которая останется с человеком на всю жизнь.
Оздоровление
ребенка реализуется в следующих задачах:
1.Доктор
медицинских наук Ю.Змоновский, считает, что причиной детских заболеваний
является несоответствие одежды и обуви температурному режиму. Таким образом,
первая задача состоит в сопоставлении температуру и одежду.
2.Диагностика
здоровья ребенка. Посещение специалистов для получения полной картины здоровья
своего ребенка.
3.Режим
дня - основа полноценного физического развития ребенка. Многие замечают, что в
понедельник дети самые нервозные. Это все потому, что в субботу и воскресенье
режим детей, соблюдаемый в детском саду - нарушается.
5.Кроме
всего этого полезны прогулки на свежем воздухе. Физиологами и психологами было
замечено, в день ребенок дошкольного возраста выполняет 6-13 тысяч движений,
следовательно, если этих движений меньше 6000, то наступает детский дискомфорт.
Существует некое правило - обеспечить двигательную активность ребенку лучше на
свежем воздухе. Хотя в плохую погоду дети, как правило, остаются дома и
лишаются кислорода. В таком случае можно, даже нужно проводить так называемые
«Комнатные прогулки», их суть заключается в следующем: всем нужно тепло
полуодется, т.е. надеть шерстяные носки, спортивный костюм, шапку, открыть
балконную дверь и в течение 30-40 минут активно двигаться, весело играть. А на
самой прогулке, на улице можно использовать элементы сюрприза, соревнования,
что бы ребенок не только насыщался кислородом, но и весело проводил время. Для
веселья очень хорошо, если родители имеют запас подвижных игр. Ребенок, увидев
играющих рядом родителей, несомненно, тоже будет играть.
Несколько
любимых и популярных подвижных игр взятых из книги Шамина А.В. «Лучшие книги
для детей на свежем воздухе»: «У медведя во бору», «Салочки».
Игра
«У медведя во бору» направлена на развитие у ребенка чувства
сплоченности, ловкости. Если рассматривать игру со сторон воздействия на
физическое развитие, то она тренирует опорно-двигательный аппарат,
вестибулярный, развивает реакцию.
Игра
представляет собой стратегию. Нужно выбрать водящего-«медведя», он будет
находиться за линией которая обозначает опушку, где его «берлога», остальные
игроки стоят на противоположной стороне. Как только игра началась, игроки,
подойдя к «берлоге», говорят следующие слова:
«У
медведя во бору. Грибы-ягоды беру, а медведь сидит. И на нас рычит»
После
последнего слова медведь выбегает из своей «берлоги» и ловит игроков и отводит
к себе в «берлогу». Игра заканчивается, когда медведь поймал 3-5 игроков, после
игру можно начать заново с новым водящим.
«Салочки»
Рассматривая
игру с точки воздействия на физическое развитие, эта игра развивает реакции и
ловкость.
В
начале игры выбирается салочка, для этого один из участников поднимает вверх
правую руку и объявляет: «Я — салочка». Как только выбрали салочку
начинается игра, салочка должен осалить любого игрока и отбежать в сторону.
Осаленный игрок должен дотронуться до другого игрока и так далее. Игроки
стараются уйти от салочки, чтобы для них не дотронулись.
«Кроме этого
важен спорт. С какого же возраста, и каким видам спорта можно обучить ребенка?
В дошкольном возрасте рано говорить о настоящем спорте, но игры и развлечения с
элементами спорта вполне доступны. Некоторые родители сомневаются, что
дошкольный возраст подходит для спорта, думают, что это может привести к
травмам, но к сведенью в Канаде даже есть традиция, что когда ребенку
исполняется 3 года, ему вручают хоккейную клюшку, а в 5 лет он уже «Заправский»
хоккеист. Для тех семей, которые всерьез думают заняться физическим воспитанием
своего малыша, небезынтересно будет узнать, что работающая мышца потребляет
питательных веществ в 3 раза, а кислорода в 7 раз больше, чем бездействующая.
Дети, с самых ранних лет должны иметь: санки, лыжи, коньки, велосипед, мячи,
кегли, шашки, шахматы и т.д.
Для
оздоровления ребенка также важным является здоровое питание. К примеру:
ограничить употребление сладкого, мучного, что может привести к порче зубов и к
лишнему весу.
Закаливание детей тоже немало важно. Главное правило при
закаливании – это постепенность и систематичность. Полезно купаться в открытых
водоемах, хождение босиком, воздушные ванны, обтирание.
Поддержка психического
здоровья включает в себя спокойную обстановку в семье, отсутствие ссор. Дети
дошкольного возраста имеют потребность в проявлении заботы и ласки, чтобы
чувствовать себя нужными, и в
совместном времяпровождении.
И помните, родители ребенка -
пример для подражания. Будем здоровы сами - будут здоровы наши дети.