Консультация на тему:
«Зачем и почему дети играют?»
Валиева З.Р.-методист
Дошкольный возраст –
замечательный период в жизни любого человека. Это время, когда развиваются
мотивации, желание что – то делать, выражать себя, творить, общаться. Всё это
происходит в собственной активности ребёнка – в игре, рисовании, конструировании, танцах, песни. Все психологи единодушно утверждают: без игры невозможно нормальное развитие ребёнка. А в
дошкольном возрасте от 3 до 7 лет игра является
ведущей деятельностью, т. е. Определяет развитие ребёнка и закладывает основы
его будущего становления.
Игра – школа общения.
Главным условием
возникновения ролевой игры является наличие взаимоотношений между людьми. В
игре ребёнок примеряет на себя новые роли, учится жизни. Игра рождается не вследствие каких-то внешних
предпосылок (игрушки, возраст, а вследствие внутренней потребности в ней,
потребности в освоении человеческих отношений. Характер воссоздания отношений в
игре между людьми может быть очень разным. Это могут быть отношения взаимной
помощи и сотрудничества, заботы и внимания, разделения труда, но также и
отношения властвования, даже деспотизма, враждебности, грубости и т. д. Игра — школа реальных взаимоотношений, школа
уступок и терпимости.
Основной мотив игры
–действовать как взрослый. Но для того, чтобы в игре детей появились позитивные
мотивы взаимоотношений, необходимо, чтобы взрослый стал для ребёнка образцом,
эталоном, «мерой всех вещей».
Учите детей играть! Как часто родители слышат от ребёнка: «Поиграй со мной, ну пожалуйста!». И какую радость он испытывает, когда мама или папа,
оторвавшись наконец от бесконечных дел и забот, соглашаются побыть пациентом в
больнице, покупателем в супермаркете или клиентом в парикмахерской. Ребёнок,
наблюдая за мамой, будет сам играть также, внося свои изменения, дополняя эти
действия. Обращайтесь к ребёнку через роль, просите его «полечить», «продать» и т. д.
Принять на себя роль – значит действовать как кто - то, поставить себя на его
место. Причиной появления игровой роли является стремление ребёнка включиться в
заманчивый для него мир взрослых. Показателем появления роли является ответ на
вопрос «Кто ты?». Если ребёнок ответит, что он космонавт, шофёр и т. д.,
значит он принял роль.
Если ребёнок овладеет
способами ролевого поведения в игре со взрослым, то начнёт развёртывать более
разнообразную деятельность, переключаясь и на другие роли. Если любимая роль
повторяется в разнообразных сюжетах, то в этом, по мнению специалистов, нет
ничего плохого. Нельзя допускать, чтобы дети выбирали игры с отрицательным содержанием, поскольку
переживания, связанные с игрой не проходят бесследно. Переключайте игру,
придавая ей положительное содержание.
Игра доставляет ребёнку много положительных эмоций, он очень
любит, когда с ним играют взрослые. Не лишайте его этой радости, помните, что
вы и сами были детьми.
Игра для ребёнка – это не только удовольствие и радость. Это
мир, в котором он живёт, через который постигает жизнь, учится строить
взаимоотношения с другими людьми. Неразвитость ролевой игры свидетельствует об
отсутствии, дефиците или деформации взаимоотношений в семье или в группе
сверстников.
С помощью
игры можно развивать память, внимание, мышление, воображение – психические
функции, необходимые для успешного обучения в школе, благополучной адаптации в
новом коллективе.